Риэлторская деятельность в России

 

Здравствуйте, посетители сайта o-nedvizhke.ru! Сегодня нотариус Нотариальной Палаты Санкт Петербурга Алексей Комаров и президент ГК «Экатон», председатель правления Санкт-Петербургской Палаты недвижимости и вице-президент АРСП Екатерина Романенко расскажут вам, кто и как регулирует деятельность агентств недвижимости.

Алексей: Добрый день, Екатерина Владимировна! И первый вопрос к Вам, о котором хотелось бы пообщаться, напомните вкратце историю. Кажется, до 2002 года было обязательное лицензирование риэлтерской деятельности, и после этого обязательное лицензирование отменили. Почему отменили? Как рынок себя сейчас чувствует после этого? Что изменилось принципиально?

Екатерина: Здравствуйте! Лицензирование риэлтерской деятельности или агентской деятельности существовало 6 лет, с 1997 года по 2002 г. И лицензирование было государственным, оно было достаточно формальным. То есть компания, которая хотела получить лицензию, должна была пройти обучение специалистов, предъявить определенные документы, показать, что у нее есть офис с офисной техникой в собственности или в аренде, и после этого она получала лицензию. Контроль за соблюдением условий лицензирования был крайне формальным, потому что по жалобе клиента, если такая возникала, лицензионная комиссия могла приехать, но проверяла она не жалобу, а, например, наличие санитарных и пожарных разрешений по офису. Я с этим сталкивалась лично, видела, как это происходит. Это было и смешно, и грустно, потому что, по сути, в ситуации разбираться было некому. И профессионалы рынка, которые работали к тому времени уже почти десять или десять лет, задумались над тем, чем заменить эту систему. Не потому что нам так нужен был государственный контроль, а потому что рынок был и есть высоко конкурентным. Мы хотели, чтобы наш будущий клиент, который приходит за услугами на этот рынок, мог на нем сориентироваться и определить, кто профессионал, кто может профессионально оказать услугу, а кто непрофессионал или, предположим, мошенник. Вот чтобы отстраниться от них, чтобы определить, кто действительно достоин работать на этом рынке, были придуманы специальные правила. И в феврале 2002 года российская гильдия риэлторов предложила национальный стандарт, который был внесен в реестр национальных стандартов. Он определял качество риэлтерской услуги. Компания должна быть застрахована, ее профессиональная ответственность должна быть застрахована.

Алексей: А на какую сумму вы страхуете ответственность?

Екатерина: Ну, там в разное время были разные размеры этой суммы, там первоначально был, по-моему, предел 50 000$ в 2007 году.

Алексей: Прилично…

Екатерина: Он не повышен, но многие компании страхуются на большую сумму, просто потому что сумма страховки не так велика, а спокойствие достаточно дорого.

Алексей: А в Санкт-Петербурге были выплаты по этим страхованиям, были ли страховые случаи?

Екатерина: Вы знаете, я не знаю, страховые компании это не раскрывают, но я думаю, что выплат не было, потому что если возникала такая ситуация для компаний, для которых было важно сохранить свое реноме, они просто решали эти вопросы иным способом.

Алексей: Договаривались, да?

Екатерина: Договаривались, что-то улаживали, и вопрос этот снимался.

Алексей: Екатерина Владимировна, вы очень интересную сейчас мысль сказали, связанную с тем, что вот эта система саморегулирования, которая возникла после отмены обязательного лицензирования, как я понял, была создана для того, чтобы отделить непрофессиональных участников рынка от профессиональных сертифицированных. Заработало ли это разделение?

Екатерина: Оно заработало сейчас, как конкурентное преимущество для тех компаний, которые сертифицированы. Дело в том, что процесс происходит очень медленно, и понимание в глазах клиентов, что есть компании, которые ответственно относятся к своему бизнесу и хотят работать долго и надежно и, соответственно, они должны предъявлять к себе какие-то требования, оно приходит не сразу. В 2002-м году ни один клиент не спрашивал, есть ли у вас сертификация. Сейчас уже это важно. Во-вторых, есть орган досудебного разрешения споров. Он может по-разному называться, это может быть конфликтная комиссия, комиссия по защите прав потребителей, третейский суд, но это некий орган, который, в случае конфликта клиента и агентства недвижимости, выступает как посредник для разрешения спора. Если он не сумел разрешить этот спор и клиент остался недовольным, у него остается право обратиться в суд. Но практика показывает, что обращение клиентов где-то на 95-99% удовлетворяется и проблема решается на этом уровне. Наверное, так происходит потому что рассматривают эти жалобы профессионалы и они, зачастую, подходят даже более требовательно к своим коллегам, чем подошел бы суд.

Алексей: Меня интересует важный момент. Если можно, коротко, хорошо лицензирование или плохо?

Екатерина: Именно лицензирование или регулирование?

Алексей: Именно лицензирование, государственное лицензирование риэлтерской деятельности. Хорошо или плохо для рынка, для агентства и хорошо или плохо для клиента, являющегося главным потребителем этих услуг?

Екатерина: Я хочу сказать, что хорошо, когда рынок регулируется. Если клиент жалуется, что ему не отдают аванс, а государство проверяет пожарную безопасность – это несостыковка, которую нужно улаживать.

Алексей: Да. Как я понял, само по себе государственное регулирование не плохо, но остается большой вопрос в качестве этого регулирования.

Екатерина: Оно должно быть правильным. Если государство хочет вернуться к этой теме, значит нужно сделать так, чтобы доступ на рынок профессионалов был как-то отрегулирован. Чтобы нельзя было просто прийти и начать заниматься риэлтерской деятельностью.

Алексей: Ну, сейчас так и получается.

Екатерина: Верно. Как профессионалы, мы стараемся сейчас сделать так, чтобы люди понимали, что надо идти в ту компанию, которая берет на себя определенные дополнительные обязательства по качеству оказываемых услуг. То есть надо идти в компанию, которая состоит в профессиональном объединении. При этом неважно, объединение А или объединение Б. У нас нет единого профессионального объединения для всех риэлторов. И законной риэлтерской деятельности тоже пока нет.

Алексей: Рассмотрим ситуацию: обратился человек в агентство недвижимости. Заключил риэлтерский договор. Внес аванс или, как он называется правильно, вы меня поправите. И дальше начинаются, допустим, сложности. Что ему делать? Как ему быть? Куда жаловаться? Какие меры предпринять, чтобы они были эффективными? И я так понимаю, что здесь, в рамках того о чем вы говорите, имеет значение, состоит ли эта компания в какой-то ассоциации или не состоит, или это вообще частный маклер.

Договор оказания риэлторских услуг.

О советах риэлтора для быстрой продажи недвижимости читайте тут.

Как действуют нечестные риэлторы, читайте по ссылке: http://o-nedvizhke.ru/istorii-iz-zhizni/kak-dejstvuyut-nechestnye-rieltory.html

Екатерина: Я бы разделила ситуацию на две. Степень проблемы, которая возникла у клиента. У него может возникнуть проблема, связанная с недовольством качества услуг. Например, ему не отзваниваются, ему долго продают, ему кажется, что продают не по той цене. Это проблема, безусловно, серьезная, но это вопрос качества услуг, и для ее решения нужно обращаться выше. Прежде всего, выше в организацию. Написать письмо генеральному директору или менеджеру, если большая компания, и пройти подобным путем.

Алексей: А если это не помогает?

Екатерина: Если человек обратился в компанию, которая состоит в профессиональном объединении, обратиться в орган по разрешению споров, о котором шла речь выше. Написать туда жалобу, изложить в ней в письменном виде свою претензию и подтвердить это документами. Без специального закона о риэлтерской деятельности, прозрачности рынка недвижимости добиться будет невозможно.

БезымянныйДорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 404-23-43
Москва, Московская область

8 (812) 409-49-19
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 350-30-02
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Была ли Запись полезна? Да Нет 0 из 0 читателей считают Запись полезной.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.