Что такое сервитут

22f8644390332db5a20d31acee19bed5

Замысловатое слово «сервитут» возникает в ситуации, в которой гражданину нужно получить разрешение своего соседа на использование его части участка. Для примера возьмем наиболее распространенный случай, когда нам приходится парковать свой автомобиль, проезжая через землю соседа, или же когда происходит прокладывание коммуникаций.

В такой ситуации, важно знать, что такое сервитут, каких видов он бывает, а также самое главное – как оформить его в полном соответствии с российским законодательством. Ответы на эти вопросы вы найдете ниже.

БезымянныйДорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 638-44-96 доб. 838
Москва, Московская область

8 (812) 309-52-81 доб. 462
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 333-45-16 доб.214
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Сервитут на земельный участок – что это такое

Сервитутом называется правоустанавливающий принцип, основанный на ограничении, обременении или стеснении собственника недвижимости путем установления права пользования частью объекта имущества и ее отчуждения. Происходит этот процесс в порядке соглашения или административной резолюции.

Что касается земельного сервитута, то в него входит ограничение по использованию части участка, передающееся другому лицу по праву обременения. У собственника участка остается данное самоограничение, установленное в пользу другого человека.

В том случае, если ему предъявляются убедительные аргументы относительно применения участка земли, его собственник может разрешить установление сервитута.

Логично представить, что на собственность хозяина участка претендует другое лицо. Но тогда не сразу понятно, в соответствии с чем хозяин участка будет готов составить соглашение на обременение.

Отметим, что такое основание есть, и даже не одно:

  • Другому лицу приходится использовать участок собственника, независимо от желания последнего;
  • Для собственника большую выгоду представляет предоставление права пользования, чем позволение происходить этому процессу без какого-либо контроля;
  • Собственник терпит малый ущерб от ограничения пользованием;
  • Пользователь выплачивает собственнику некое вознаграждение за обременение.

Даже этот список не является исчерпывающим. Каждый гражданин понимает, что некоторые вопросы могут быть решены без его согласия, т. е. в принудительном порядке.

А потому собственнику предоставляется выбор: заключить соглашение добровольно, либо окунуться в долгие судебные тяжбы, которые отнюдь не гарантируют ему успех.

Существующие на данный момент сервитуты классифицируются на два вида:

  • Частные, которые также разделяются на личные и общественные;
  • Публичные, разделяющиеся на городские, муниципальные и федеральные.

zemlya-1900Частный сервитут для прохода и проезда.

Что такое публичный сервитут на земельный участок, читайте тут.

Как оформить сервитут на земельный участок, читайте по ссылке: http://o-nedvizhke.ru/zemlya/registraciya-zemlya/kak-oformit-servitut-na-zemelnyj-uchastok.html

Частный сервитут

Сервитут на участок земли относится к категории вещных прав. Из этого следует, что срок его действия ограничен сроком действия права собственности на участок.

Владельца сервитута называют «управомоченным лицом», а того, на чей участок установлен сервитут – «обязанной стороной».

В соответствии с данной точкой зрения, объем прав каждого из лиц разделяется следующим образом: управомоченное лицо имеет право лишь на использование частного сервитута, а обязанная сторона может им распоряжаться.

Гражданский кодекс РФ также предусматривает право владельца земельного участка, на котором расположен сервитут, запросить плату за его использование. Однако в данной статье присутствует важная оговорка: «если законодательством не установлено иное». Речь идет о возможном бесплатном установлении сервитута, однако, такой вариант законом не предусмотрен.

Как было упомянуто выше, частный сервитут можно установить либо добровольно, по соглашению сторон, либо же в одностороннем порядке на основании судебного решения.

Государственная регистрация сервитута проводится согласно заявлению, которое нужно заблаговременно подать в территориальный орган Росреестра. Заявление должно быть подано от правообладателя, каждой из сторон договора, либо лица, уполномоченного нотариально заверенной доверенностью.

Наряду с заявлением, следует предоставить следующий пакет документов:

  • Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (госпошлина устанавливается в размере 4 000 руб. для юридических лиц и 1 000 руб. – для физ. лиц.);
  • Документы, подтверждающие полномочия представителя;
  • Соглашение об установлении сервитута (решение суда);
  • Кадастровый план земельного участка, на котором расположен сервитут, с соответствующей отметкой.

Регистрируя сервитут, нужно помнить о следующих важных условиях:

  • Если сервитут был установлен на абсолютно весь участок, то кадастровый план для регистрации предоставлять не нужно;
  • После установления сервитута, собственник получает обременение на свой участок;
  • Если же участок, на который был установлен сервитут, находится в общей собственности, то для его установления обязательно получение согласия от каждого из собственников;
  • Сервитут без земельного участка не может быть отчужден самостоятельно.

Запись о сервитуте обязательно вносится в ЕГРП с пометкой вещного права либо одного из видов ограничения.

В том случае, если правообладатель не является заявителем, он должен быть уведомлен не позже чем через 5 рабочих дней после регистрации сервитута.

Что касается прекращения действия сервитута, то оно происходит в следующих ситуациях:

  • Запрос владельца земельного участка, находящегося под действием сервитута, в связи с отсутствием дальнейшей необходимости его «содержания»;
  • Решение суда, если дальнейшее нахождение сервитута представляет собственнику участка преграды в его использовании.

Таким образом, действие сервитута может быть прекращено на основе двух документов: соглашения о прекращении сервитута либо решения суда.

Также важно понимать, что сервитут является целиком связанным с вещью, для которой он является «обременением». То есть если вы, будучи собственником участка, решите его продать – вместе с ним вы продадите и сервитут.

Тем не менее, новый собственник не будет этому удивлен, так как сведения о всех обременениях содержатся в ЕГРП. А в выписке из ЕГРП наличие каких-либо ограничений/сервитутов будет отмечено.

Публичный сервитут

Гражданский кодекс разрешает собственнику любого недвижимого имущества потребовать право на ограниченное использование смежного (а иногда и любого другого) участка у его хозяина.

Таким образом, сервитут обладает следующими особенностями:

  • Является вещным правом;
  • Представляет собой обременение;
  • Может быть постоянным и временным.

Публичный сервитут на участок земли может быть установлен лишь на основании следующих документов:

  • Акт субъекта РФ;
  • Акт органа местного самоуправления;
  • Акт Российской Федерации.

Важно подчеркнуть, что каждый из этих актов должен иметь нормативный характер.

Кроме того, есть еще одно важное условие – сервитут на земельном участке никоим образом не должен мешать собственнику в его распоряжении и использовании собственным земельным участком.

В случае невозможности использования своего надела, собственник может обратиться в соответствующий орган государственной власти и потребовать изъятия земельного участка, в том числе, и посредством денежного выкупа.

В свою очередь, государственный орган должен взять на себя обязательства по возмещению собственнику всех причиненных ему убытков, либо же предложить разумную альтернативу в виде равноценного, как по стоимости, так и по размерам, земельного участка.

Публичный сервитут можно установить исключительно с учетом результатов общественных слушаний.

Введение публичного сервитута на земельный участок может быть произведено для решения следующих задач:

  • Организации свободного прохода или проезда через участок;
  • Получения неограниченного доступа к прибрежным полосам;
  • Создания условий для проведения дренажных работ;
  • Для проведения изыскательных работ или исследований;
  • Для охоты или рыболовства;
  • Для свободного прогона скота через участок.

O-NEDVIZHKE.RU

Чтобы установить публичный сервитут на земельный участок, нужно пройти пять обязательных этапов.

Этап 1 – подача заявления. Прежде всего, необходимо составить и подать заявление. Сделать это могут как физические и юридические лица, так и органы государственной власти и местного самоуправления. Однако в законодательстве по-прежнему не указано, куда обращаться с данным заявлением.

Согласно действующему законодательству, если речь идет о нуждах субъекта, то обращаться нужно в соответствующий исполнительный орган, решающий земельные вопросы непосредственно в субъекте. Если же затронуты органы местного самоуправления, то обращаться следует в администрацию муниципального образования.

Другой актуальный вопрос: каким актом будет устанавливаться сервитут (он может быть нормативным или индивидуальным)?

Если руководствоваться логикой законодателя, то сервитут – это обременение и для конкретного участка, и для конкретного владельца, а посему, оптимальным кажется издание индивидуального акта.

Однако, с другой стороны, уже через год этот сервитут будет «проходить» неограниченное количество лиц, значит акт все же имеет больше оснований быть нормативным.

Составляя заявление, крайне важно указать в нем следующие сведения:

  • Участок, на котором будет установлен сервитут;
  • Конечная цель данной процедуры;
  • Срок действия обременения;
  • Сведения о каждом собственнике участка, если их более одного;
  • Сведения о каждом лице, для которого будет установлен данный сервитут и т. д.

Этап 2 – рассмотрение заявления органом государственной власти. Нормативный акт субъекта определяет орган, впоследствии занимающийся вопросам установления сервитута.

В этом же акте указывается и срок, до истечения которого необходимо рассмотреть представленные документы. Федеральные акты такого требования не имеют.

Этап 3 – организация общественных слушаний и вынесение по их итогам соответствующих решений. Общественные слушания представляют собой одну из разновидностей участия общества в решении вопросов, которые имеют к нему непосредственное отношение.

На данный момент, эта форма общественного участия в законодательстве отсутствует. Тем не менее, подобные слушания вполне могут быть приравнены к сходу граждан.

Основополагающим документом данного мероприятия является протокол – его наличие обязательно. В него необходимо внести повестку встречи, состав участников, а также итоги слушаний.

Согласно земельному кодексу, общественные слушания являются лишь рекомендуемыми, но никак не обязательными мероприятиями для принятия решения о введении сервитута.

Этап 4 – принятие органом власти решения об установлении сервитута. После того, как данное решение будет принято, орган власти также обязан издать нормативный правовой акт. В данном акте обязательно должны присутствовать указания на соответствующий земельный участок (площадь, расположение, кадастровый номер и пр.), сведения о его собственнике, цели установления обременения, его срок и т. д.

Этап 5 – внесение сведений о сервитуте в ЕГРП. Важно ответственно отнестись к данному этапу, так как он имеет важное значение: без него сервитут не начнет свое действие.

Следует также помнить, что сервитут является обременением на земельный участок. А потому, чтобы его зарегистрировать, в ЕГРП должны содержаться сведения об участке.

Для регистрации нужно предоставить следующий пакет документов:

  • Заявление о регистрации;
  • Документ-подтверждение оплаты государственной пошлины;
  • Нормативный акт об установлении сервитута;
  • Доверенность, которая подтверждает полномочия представителя;
  • План земельного участка.
БезымянныйДорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 638-44-96 доб. 838
Москва, Московская область

8 (812) 309-52-81 доб. 462
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 333-45-16 доб.214
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Была ли Запись полезна? Да Нет 1 из 1 читателей считают Запись полезной.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

6 − 3 =