Резервирование земельных участков для государственных и муниципальных нужд

corp-realty-net-014

В юриспруденции пользуется популярностью мнение, утверждающее, что перевод земельных участков в резервную категорию, которая будет использована для общегосударственных и муниципальных целей, серьезно ограничивает права собственности.

Из-за подобной практики юридические лица и обычные граждане, обладающие правами на земельные участки в пределах поселения, а также наделы сельскохозяйственного назначения, не смогут в полной мере воспользоваться своими правами.

Хотя данное мнение является частично обоснованным, следует отметить, что в действующем Земельном кодексе отсутствуют ограничения на резервирование участков, причисленных к другим категориям, не относящихся к самым востребованным.

Перевод земельного участка в резерв, используемый для государственных нужд, может стать причиной отказа передачи муниципальной земли в частную собственность.

При этом порядок резервирования участков регламентирован статьей 49 Земельного кодекса, включая земли, находящиеся в муниципальной и госсобственности. К примеру, юридическим и частным лицам не предоставляются участки, на которых расположены объекты транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры, природоохранные территории, а также объекты, относящиеся к оборонной сфере.

БезымянныйДорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 638-44-96 доб. 838
Москва, Московская область

8 (812) 309-52-81 доб. 462
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 333-45-16 доб.214
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Порядок резервирования земли для государственных и муниципальных нужд

Процесс земельного резервирования, проводимый в рамках реализации региональных и общенациональных проектов, обладает рядом отличий, в сравнении с иными ограничениями прав собственности, в том числе с прямым изъятием наделов земли для государственных нужд.

Перевод земли в резерв означает, что данная территория может быть использована исключительно для определенного перечня целей, сформулированного местными или центральными исполнительными органами власти. Иными словами, собственник такого участка будет ограничен в возможностях его использования.

Описание процедуры резервирования

Процесс резервирования заключается в фиксации в документах, описывающих структуру планирования территории, зонального распределения участков, на которых будут в последствие размещаться важные государственные объекты.

Порядок проведения резервирования утвержден правительственным Постановлением № 561, принятым 22 июля 2008 года. Согласно данному законодательному документу, процесс резервирования должен проводиться в следующей последовательности:

  • Ответственный орган исполнительной власти принимает официальное решение, касающееся резервирования определенного участка. Если земля будет использована для нужд федерального правительства, то решение принимает федеральный орган власти, нужды территориальных субъектов и муниципалитетов обеспечиваются соответственно органами исполнительной власти местного уровня;
  • Определяется схема, по которой будет проводиться резервирование. Формируется список участков, частично или полностью находящихся на резервируемой территории, с указанием их кадастровых номеров. Разработанная схема и перечень участков являются неотъемлемой частью процедуры резервирования;
  • Сведения об ограничении прав использования земельных участков, находящихся в пределах резервируемой территории, следует обязательно занести в ЕГРП. Аналогичная регистрация проводится в случае отмены ограничений, например, после истечения срока резервирования;
  • Информация об участках, на которые распространяется ограничение прав в связи с резервированием, должна быть внесена в государственный кадастр.

12-08-4453889_1

Что такое обременение земельного участка.

Как можно купить землю у государства, читайте тут.

О самовольном захвате земельного участка читайте по ссылке: http://o-nedvizhke.ru/zemlya/registraciya-zemlya/samovolnyj-zaxvat-zemelnogo-uchastka.html

Для принятия решения о резервировании земельных наделов, необходимо принимать во внимание следующие документы:

  • пакет документации по планированию территорий;
  • документально зафиксированные границы новых объектов капстроительства местного, регионального или федерального значения;
  • заключение на соответствие процедуры резервирования положениям геологической госпрограммы изучения недр, процесса воспроизводства сырьевой базы.

Решение о резервировании должно проводиться на основе информации, полученной из кадастра недвижимости.

Что необходимо включить в решение, относящееся к резервированию участка:

  • четко определенные сроки резервирования и цели его проведения;
  • перечисление реквизитов задействованных для резервирования документов;
  • определение ограничений собственнических прав на включенные в резерв участки, которые устанавливаются, согласно действующему федеральному законодательству, положениям Земельного кодекса и других законодательных актов, способствующих достижению целей, ради которых проводится резервирование;
  • подтверждение факта ознакомления заинтересованных лиц с планами резервирования;
  • список кадастровых номеров земельных наделов, полностью или частично входящих в резервируемую территорию.

Принятое решение, касающееся резервирования земли, а также его схема должны подаваться вместе с соответствующим набором информации, которую необходимо включить в кадастр недвижимости.

Необходимо отметить, что каждое такое решение действительно только для участков, относящихся к одному и тому же кадастровому округу. Чтобы с решением ознакомился широкий круг общественности, его положения публикуются в СМИ.

Права собственников при резервировании земель

Муниципальные и государственные нужды, требующие проведения резервирования земель, в первую очередь, призваны обеспечить защиту публичных интересов.

Однако при реализации процесса резервирования, важны не только общественные, но и частные интересы, поскольку в ходе проведения резервирования существенно ограничиваются возможности покупки земельных участков.

Если физическое или юридическое лицо использует земельный надел, не обладая правом собственности на него, после завершения процедуры резервирования, оно будет лишено возможности купить данный участок. Также могут быть существенно ограничены права на использование определенного надела для арендаторов и землепользователей.

С какими ограничениями могут столкнуться землепользователи:

  • Запрет на строительство жилья, объектов производства, зданий, относящихся к культурно-бытовой сфере и других строений, соответствующих целевому назначению надела земли и разрешенным вариантам использования;
  • Ограничение права на реализацию проектов, связанных с ирригацией территории, мелиоративными работами, строительством водных объектов, прудов и другими мероприятиями, соответствующими разрешенным вариантами использования данного участка;
  • Также исключается возможность приватизации участка, входящего в зарезервированные территории.

Если земля, пребывающая в муниципальной или государственной собственности, была включена в границы зарезервированных территорий, ее оборот также будет существенно ограничен. Если такие участки были переданы в аренду, то период действия договора с арендатором должен заканчиваться раньше установленного срока резервирования.

Довольно часто после завершения процесса резервирования земельных участков, производится изъятие земли для обеспечения государственных нужд. Землевладелец вправе обжаловать решение органов исполнительной власти как на этапе резервирования, так и на этапе изъятия участков.

O-NEDVIZHKE.RU

На данный момент, еще не разработана простая процедура компенсации убытков, нанесенных при резервировании земельных участков. Собственники и арендаторы могут решить эти вопросы, обратившись в судебные органы, которые будут рассматривать отдельные случаи понесенных убытков в рамках действующего Гражданского кодекса.

Если земля изымается после предварительного резервирования, собственник может рассчитывать на  компенсацию, проводимую согласно правилам изъятия участков для общегосударственных нужд.

Основания для резервирования земли

Инициация процедуры резервирования может проводиться исключительно на утвержденных законодательством основаниях. Согласно статье 70.1 Земельного кодекса, к основаниям для проведения резервирования относятся не только основания, относящиеся непосредственно к резервированию, но и к изъятию земли для муниципальных и общегосударственных нужд.

Процесс резервирования может быть проведен, если:

  • он позволит государству выполнить международные обязательства;
  • в результате его проведения будут созданы объекты муниципального и общегосударственного значения, при условии, что для их размещения подходит только этот участок;
  • в целях решения других вопросов федерального значения, соответствующих нормам законодательства.

Для участков земли, находящихся в собственности государства или муниципальных органов власти, не являющихся объектами имущественных прав со стороны юридических лиц и граждан, процедура резервирования допускается в таких случаях:

  • если оно проводится для возведения транспортных, социальных, инженерных объектов, а также объектов, относящихся к обеспечению государственной безопасности;
  • на данном участке будет создана природоохранная территория;
  • создание водных объектов, в том числе водохранилищ;
  • для строительства специальных объектов, входящих в инфраструктуру особой экономической зоны, если возведение таковых соответствует принятым планам технического оснащения и обустройства зоны и находящихся рядом с ней территории.

Этот список является полным и включает в себя все основания, с помощью которых может быть обосновано резервирование земли.

Сроки резервирования земельных участков

Процесс резервирования наделов земли для решения региональных и общегосударственных задач не может быть бессрочным, и обязан иметь временные ограничения. Период резервирования может отличаться по продолжительности, в зависимости от ряда обстоятельств. Его продолжительность может составлять от 2 до 20 лет.

Максимальный срок резервирования земельных участков составляет семь лет. Если данная процедура применяется для реализации того или иного проекта в рамках особой экономической зоны, ее продолжительность не может превышать два года (при условии, что заявка на резервирование содержит указание исполнительного органа субъекта РФ, касающееся создания на данной территории экономической зоны).

Если на зарезервированных землях, пребывающих в собственности муниципального объединения или государства и не переданных в пользование гражданам, будет проводиться строительство железных, автомобильных дорог и иных линейных объектов, срок резервирования может достигать двадцати лет.

БезымянныйДорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 638-44-96 доб. 838
Москва, Московская область

8 (812) 309-52-81 доб. 462
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 333-45-16 доб.214
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Была ли Запись полезна? Да Нет 1 из 1 читателей считают Запись полезной.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

8 + двенадцать =