Как приватизировать землю?

dscn1700

Есть множество причин оформить право собственности на участок земли, находящийся в аренде. Законодательство дает возможность сделать это безвозмездно.

Приватизация земельных участков, находящихся в собственности муниципалитета или государства, регулируется действующим законодательством Российской Федерации.

Если на определенной территории имеются строения, пригодные для жилья, то необходимо оформить ее на физическое или юридическое лицо. Допускается пользование наделом по договору аренды.

Нормы права не касаются самостроя. Оформление права собственности на земельные участки, в первую очередь, производится лицами, имеющими на них недвижимость, оформленную по закону.

БезымянныйДорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 638-44-96 доб. 838
Москва, Московская область

8 (812) 309-52-81 доб. 462
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 333-45-16 доб.214
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Порядок приватизации земельного участка

Каких участков коснется приватизация?

Не все виды земель можно оформить в частную собственность. Закон не позволит стать законным владельцем следующих территорий: природоохранных зон, военных и других важных для государства объектов. Если рассматриваемый надел не находится в пределах особых районов, то провести его приватизацию возможно.

Первоочередным правом оформления документов обладают не столько граждане, длительное время пользующиеся землей, сколько собственники строений на ней:

  • Участок под домом (индивидуальным, многоквартирным или дачным);
  • Придомовая территория;
  • Земля под иными строениями, не являющимися жилыми (гаражи, бани, сараи и др.).

Приватизация земельных участков возможна и без имеющихся на них жилых домов и иных построек. Отказ в оформлении документов по этой причине противоречит законодательству.

dscn1693Как приватизировать земельный участок?

Как приватизировать землю под гараж, читайте тут.

О приватизации земельного участка под частным домом читайте по ссылке: http://o-nedvizhke.ru/zemlya/registraciya-zemlya/privatizaciya-zemelnogo-uchastka-pod-chastnym-domom.html

Перевод земли в частную собственность из муниципальной или государственной осуществляется на безвозмездной и платной основе. Остановимся подробнее на каждом из этих вариантов.

Безвозмездная приватизация

Любой гражданин России один раз в жизни вправе бесплатно оформить на себя земельный участок. Последующая приватизация возможна лишь за деньги, даже если процедура осуществляется в коллективе.

Оформление в частную собственность находящихся в муниципальном владении территорий, может быть произведено в следующих случаях:

  • Участок предоставлен до 2001 г. в аренду под возведение частного дома;
  • Дачный участок, который находится в границах садоводческих кооперативов. Чаще всего, приватизация подобных земель осуществляется согласно «дачной амнистии», которая предполагает упрощенную процедуру подачи бумаг;
  • Участок, в границах которого находится постройка, купленная и оформленная в частную собственность до 2001 г. Данная норма действует лишь в тех случаях, когда сделка была совершена в рамках закона;
  • Участок под многоквартирным домом, если он приватизируется в долевую или иную совместную форму собственности всех владельцев помещений;
  • Участок, хозяин которого вправе пользоваться им в течение всей жизни и передавать по наследству без ограничения по времени.

Существуют определенные тонкости в процессе безвозмездного оформления земли в собственность юридическим лицам. Законодательство допускает подобную процедуру с определенными ограничениями. К примеру, религиозные организации вправе приватизировать землю бесплатно, если она не будет использоваться с целью извлечения прибыли.

Стандартная схема оформления участка в собственность

Решив заняться приватизацией земельного участка своими силами, стоит иметь в виду, что данная процедура требует много времени. Процесс согласования бумаг в каждом госучреждении длится 2-4 недели. Такие сроки указаны в нормативно-правовых актах, которые регламентируют процедуру оформления наделов. Практика показывает, что указанные сроки могут сильно растянуться, а при наличии недочетов и ошибок при составлении бумаг, процедура займет от нескольких месяцев до нескольких лет.

Перечень требуемых для оформления земли бумаг разнится, в зависимости от ее категории, но порядок действий существенных различий не имеет:

  • Подготавливается необходимый пакет бумаг, который в дальнейшем подается в администрацию муниципального образования;
  • При получении положительного решения в первой инстанции, согласуются границы участка земли, которые установлены предварительно, с органами местного самоуправления;
  • В организации, занимающейся геодезическими работами, заказывается межевание надела, фиксация на местности его границ и оформление кадастрового паспорта;
  • Заключается договор и составляется акт о платной или безвозмездной передаче участка в собственность.

Далее подробнее остановимся на перечне бумаг и справок для приватизации участков разных категорий и видов разрешенного использования, а также оформлении земли под индивидуальными и многоквартирными жилыми домами.

Основным документом, без которого процедура будет невозможна, является кадастровый паспорт надела. Он необходим как при безвозмездном, так и при платном варианте приватизации.

Территория под многоэтажным жилым домом

Действия владельцев помещений в многоквартирном доме, решивших оформить в собственность землю под ним, начинаются с проведения выборов председателя ТСЖ. Этот человек займется приватизацией и будет решать вопросы, возникающие в ходе ее проведения.

Данный случай относится к наиболее простым среди разных вариантов оформления. В органы местного самоуправления подается заявление, назначается экспертиза БТИ (занимается установкой границ приватизируемого участка земли) и ожидается выдача готового кадастрового паспорта объекта.

Зачем оформлять в собственность участок под многоэтажным домом?

Следствием данной процедуры станет факт совместного владения земли под строением всеми собственниками квартир, что несет для последних не только некоторые права, но и обязанности.

Среди положительных моментов, выделяются следующие:

  • Без согласия собственников и предоставления компенсационной выплаты, дом не снесут;
  • Проведение любых работ на прилегающей территории, которые могут нанести ей ущерб, без согласования с жильцами станет невозможным;
  • Жильцы смогут на общем собрании принимать решения о дальнейшей судьбе участка вокруг здания: благоустройство, ограждение и пр.

Среди неприятных последствий принятого решения, наиболее существенны следующие:

  • На плечи всех собственников ляжет бремя уплаты земельного налога;
  • Придется поддерживать чистоту и порядок на придомовой территории. За нарушения этого требования, жильцам будет выписан административный штраф;
  • Оформление разных бумаг в будущем значительно усложнится, поскольку для проведения большинства юридических действий, потребуется согласие всех владельцев квартир;
  • Долевая собственность препятствует продаже земли под домом. Приватизация накладывает и другие ограничения на проведения сделок с такими объектами недвижимости.

Оформление в собственность земли под индивидуальным жилым домом

Чаще всего, частные дома на окраинах городов возводились на землях, которые были арендованы у муниципальных властей. Данный факт говорит об актуальности вопроса оформления участков в частную собственность.

Для осуществления процедуры, владельцу дома предстоит подготовить пакет бумаг, которые подтверждают его права на здание, и приложить их к заявлению:

  • Паспорт гражданина;
  • Дарственная, завещание, договор купли-продажи или свидетельство о регистрации права собственности на дом;
  • Межевой план участка. Его необходимо заказать в организации, занимающейся геодезическими работами за деньги. На его основе, составляется кадастровый паспорт, являющийся главным документом для проведения приватизации;
  • Техпаспорт на каждое здание, которое находится в границах оформляемого надела;
  • Выписка из Единого госреестра;
  • Договор аренды участка земли.

Платная приватизация участка

В иных случаях, не оговоренных выше, приватизация осуществляется на возмездной основе (участок выкупается у властей). Эти случаи, в большинстве своем, касаются земель, которые начали использоваться после 2001 г.

O-NEDVIZHKE.RU

За разрешением на приобретение указанных участков, необходимо обращаться к органам местного самоуправления, которые учитывают ее категорию и вид разрешенного использования.

Какова стоимость оформления собственности на землю?

Конечное значение формируется на основе проведенной оценки участка и величины налога на землю. Данные берутся на день подачи хозяином документов на приватизацию.

Помимо перечисленных, в государственные органы понадобится предоставить и ряд дополнительных бумаг:

  • Справку из БТИ об оценочной стоимости земли;
  • Техпаспорта на все постройки, находящиеся в границах участка;
  • Справку из ИФНС о величине налога на землю;
  • Справку из земельного комитета о нормативной стоимости участка.

Изменения в законах

Представлять процедуру оформления участка земли в собственность желательно и в том случае, когда все работы поручены специализированной организации.

Грамотно проведенная процедура приватизации — залог отсутствия проблем во время владения и распоряжения наделом. Существует ряд моментов, которые стоит учитывать, потому что они могут «всплыть» даже после окончания регистрационных действий.

Почти ежегодно в нормативные акты, которые регламентируют приватизацию и регистрацию земель, вносятся коррективы. Если их не учитывать, то возможно появление ошибок в процессе оформления права собственности.

Во избежание возможных неточностей, процедура осуществляется с учетом всех требований действующего законодательства. Это позволяет исключить многие проблемы при составлении бумаг и в процессе владения наделом.

Какие проблемы подстерегают во время приватизации?

С первой проблемой владельцы сталкиваются во время проведения межевания. Границы соседних участков иногда накладываются друг на друга. В связи с этим, межевание желательно проводить в присутствии соседей. Это убережет в дальнейшем от претензий со стороны владельцев граничащих участков.

Не исключена ситуация, при которой у участка земли оказывается несколько хозяев, что может обнаружиться в любой момент проведения приватизации. В таком случае, надел оформляется на того, чьи бумаги содержат меньше ошибок.

Такое развитие событий обернется для другой стороны негативными последствиями, поскольку приватизировать землю безвозмездно закон позволяет лишь единожды в жизни.

Документы для приватизации земельного участка

Как уже отмечалось выше, законодательство каждый год немного меняется, поэтому необходимо следить за всеми изменениями и следовать актуальной версии нормативных актов.

На сегодняшний день, гражданам необходимо собрать следующий пакет бумаг:

  • Паспорт гражданина. Доверенность от владельца участка необходима в том случае, когда работу выполняет его представитель. В бумаге должно быть прописано право проведения приватизации. Оформление земли на юридическое лицо требует предоставления документов, подтверждающих его государственную регистрацию;
  • Выписка из ЕГРП. В ней должны быть указаны все постройки на территории участка земли. Их отсутствие также указывается в тексте документа. К выписке нужно приложить правоустанавливающие документы на строения;
  • Выписка из ЕГРП, в которой указаны все владельцы оформляемого участка земли. Если в реестре не содержатся сведения о других хозяевах, то справка это подтвердит;
  • Кадастровый паспорт земельного участка;
  • При наличии строений, предоставляются сведения об их адресах и кадастровом учете;
  • Бумаги, которые определяют право заявителя пользоваться землей, а также ее приватизацию, в первую очередь;
  • Заявление.

Заявление на приватизацию

Граждане имеют право оформить в собственность участки земли, находящиеся у них в пользовании.

Для его реализации, необходимо явиться в органы местного самоуправления, составить и подать соответствующее заявление, которое должно содержать следующие сведения:

  • Полное наименование местного отделения Росреестра;
  • Персональные данные заявителя (ИНН, адрес и сведения о паспорте);
  • Контактные данные гражданина;
  • Кадастровый номер и площадь надела;
  • Предполагаемое использование;
  • Сведения, позволяющие однозначно идентифицировать участок на местности (адрес);
  • Категория земель;
  • Обременения (если есть);
  • Основание пользования участком (аренда и др.);
  • Бумаги, подтверждающие это основание (арендный договор и др.);
  • Перечислить постройки с их характеристиками на территории участка;
  • Бумаги, подтверждающие право владения строениями;
  • Данные, которые зафиксированы при отчуждении участка из муниципальной собственности;
  • Документальные основания перехода права владения землей;
  • Список документов, которые прилагаются к заявлению.

Здесь можно скачать образец заявления на приватизацию земельного участка.

БезымянныйДорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 638-44-96 доб. 838
Москва, Московская область

8 (812) 309-52-81 доб. 462
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 333-45-16 доб.214
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Была ли Запись полезна? Да Нет 0 из 1 читателей считают Запись полезной.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

5 × три =