Публичный сервитут на земельный участок: что это такое

8f0bbfd6f2a3a5fb393d8b1227419749

Существует несколько видов обременений, которые могут применяться к участку земли. Каждое из них имеет свои особенности. Установить земельный сервитут имеет право только государственный орган, но при этом не происходит изъятие земли в собственность государства.

Согласно действующему закону, граждане имеют право беспрепятственно пользоваться объектами имущества, а также наложить запрет на использование их другими лицами. Такое положение является справедливым. Однако в некоторых случаях возникает ситуация, которая приводит к различным спорам, что может являться основанием для того, чтобы претензия потеряла силу.

БезымянныйДорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 638-44-96 доб. 838
Москва, Московская область

8 (812) 309-52-81 доб. 462
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 333-45-16 доб.214
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Публичный сервитут на земельный участок. Что это такое

Представим себе ситуацию. Существует некий участок земли, который принадлежит двум владельцам. Для того чтобы они могли совместно им пользоваться имеет смысл установить некоторое разграничение. Для этого требуется установить сервитут.

Что это такое?

В России под понятием «сервитут» понимают право, которое ограничивает использование. Данное ограничение является правоустанавливающим принципом, который накладывает некоторые ограничения, обременения или стеснения на владельца недвижимости.

Оно устанавливается в виде ограничения права на распоряжение частью имущества. В таком случае имущество отчуждается на основании достигнутого соглашения или по решению государственного органа.

«Земельный сервитут» означает установление некоторого ограничения на использование определенной части земельного надела, который в виде обременения получает другое лицо. Владелец земли на правах собственника имеет право установить самоограничение, которое определяется в отношении другого лица.

В том случае, если собственник земельного надела получил доводы, которые он счел разумными и убедительными, то он имеет законное право по соглашению сторон регламентировать применение сервитута. Поэтому можно предположить, что другой человек может претендовать на роль собственника земли.

Но при этом далеко не всегда бывает понятной причина, которая для владельца земли оказалась достаточной, чтобы он дал согласие на установление обременения.

Причины согласия на обременение:

  • Участок используется другим лицом, в независимости от того, хочет этого собственник или нет.
  • В некоторых случаях владельцу земли бывает выгоднее передать право на использование земли, чем разрешить бесконтрольно пользоваться участком.
  • При ограничении в использовании земли, убытки собственника незначительны.
  • Будущий пользователь участка возмещает собственнику убытки в денежном эквиваленте.

Таким образом, по ряду причин может быть установлено ограничение на распоряжение наделом земли. Кроме того, в некоторых случаях решение об обременении может быть вынесено в порядке принуждения, если гражданин не дает согласие.

В таком случае выбор получается небольшой. Либо в добровольном порядке согласиться или выполнять решение суда.

Сервитут получает лицо, которое имеет возможность использовать часть земельного надела другого собственника. При этом ему передается законное право использовать часть земли. Притязания или иные имущественные права не действуют.

Необходимость сервитута очевидна в том случае, когда выполнение тех или иных работ связано с имущественными отношения, когда приходится устанавливать на чужом участке собственное имущество.

Как правило, для того чтобы установить и использовать объект, необходимо получить добровольное или законодательное заключение, которое ограничивает права собственника земли или части надела, на которой планируется установка имущества или проведение работ.

Публичный сервитут позволяет государственным органам выполнять ряд работ, когда объект находится на территории, принадлежащей собственнику. При этом участок может быть обременен имущественными интересами государственных органов власти или местного самоуправления. Подобное решение является безапелляционным.

Возникновение публичного сервитута в плане наделов земли может быть связано условиями, когда разные объекты оказываются взаимозависимыми и находятся в собственности разных лиц, располагаясь на земельном наделе, который находится в совместной собственности.

В таком случае распоряжение участком оказывается ограниченным с двух сторон. Государственное ведомство, органы местной власти устанавливают на земле гражданина объект имущества, которое принадлежит государству. Например, участок дороги федерального значения.

Для того чтобы выполнить данный вид работы, на земельном участке устанавливается публичный сервитут. Таким образом, земельный сервитут позволяет использовать земельный надел, принадлежащий определенному собственнику, что ограничивает права на определенную часть его владения.

Намного выгодным и более приемлемым является согласие на ограничение на основе взаимовыгодных условий. В том случае, если собственник отказывается, то возможно установление сервитута в судебном порядке.

Существует два вида ограничений:

  • В том случае, если требуется удовлетворить нужды нескольких лиц, то может быть наложен общественный или частный сервитут;
  • В том случае, если ограничение имеет значение для местных органов власти, то речь идет о публичном сервитуте.

Сервитут носит частный характер, когда возникают правовые отношения отдельных граждан или общественные интересы людей, которые взаимодействуют в границах общего земельного надела или участков, которые соединяются друг с другом.

В таком случае обременением являются реальные вещи, это могут быть строения, заборы при межевании, коммуникации и другие объекты, располагающиеся рядом с землей, принадлежащей соседям.

Современное законодательство обязывает выполнять определенные этапы планирования строительства, в том числе особенности эксплуатации и технического обслуживания строений. Однако в прошлом подобных требований не существовало, поэтому эксплуатация строений, построенных до этого времени, часто связана с рядом неудобств.

В большинстве случаев между гражданами действуют устные соглашения, и необходимость в обременении земельного надела сервитутом возникает редко.

Но если дом требует ремонта или принято решение о строительстве нового дома или нужно подвести коммуникации через соседний участок, а сосед не дает согласие на проведении работ, то сервитут может помочь решить данную проблему.

Здесь можно договориться миром и компенсировать стоимость земли в денежном эквиваленте или частью собственного имущества. В том случае, если между соседями будет достигнута договоренность, то установление сервитута будет гарантировать сохранность собственного имущества на соседском участке.

Подобное решение может быть весьма актуально для дачных или гаражных кооперативов. Особенно, если необходимо установить общественное имущество, которое требует предоставления ряда преимуществ. Общественный сервитут позволят закрепить законодательно подобные отношения.

Однако установление публичного сервитута, как правило, является правоустанавливающим прецедентом. Он используется в тех случаях, когда требуется земля для выполнения работ.

Публичный сервитут всегда согласовывается с местной администрацией и направлен на защиту интереса жителей. Но подобные действия могут выноситься и на федеральном уровне, и иметь соответствующие полномочия.

Для городского населения обременение муниципальными объектами не всегда относится к установлению сервитута. Это может быть проведение коммуникаций, например, линии электропередач, которые требуют некоторых ограничений на собственность, а также устанавливают некоторые запреты.

130267615987131push1

Как правильно оформить дарственную на землю.

О договоре купли-продажи земельного участка читайте тут.

Об обременении земельного участка читайте по ссылке: http://o-nedvizhke.ru/zemlya/obremenenie-zemelnogo-uchastka-eto.html

Как правило, под линией электропередач нельзя строить дома, заниматься вырубкой насаждений. Некоторые линейные объекты также требуют наложения некоторого ограничения. Например, прокладка кабеля.

Как определяется зона действия сервитута

Для того чтобы определить зону действия публичного сервитута, требуется:

  • Оформление проекта межевания. Данный вид документации не является основным, он позволяет уточнить сведения, указанные в межевом плане.
  • Межевой план содержит информацию о кадастровом учете и номере.

В том случае, если границы сервитута распространяются на несколько земельных наделов, то в межевом проекте отражается вся зона обременения.

В создании межевого проекта принимают участие инженеры из кадастрового ведомства и специалисты, которые имеют соответствующий уровень квалификации и опыт.

Бывает и так, что объект муниципального значения находится на определенном участке, который имеет определенного собственника. В таком случае в документах о межевании требуется составить проект с учетом имеющегося межевого плана на данный участок. При этом важно учитывать записи в кадастре.

O-NEDVIZHKE.RU

Порядок действий:

  • Требуется скопировать снимок с плана в интерактивном режиме;
  • Указать линии межевания, конкретных зон земельного участка, который будет обременен сервитутом;
  • После этого требуется согласование с местными властями;
  • Затем составляется план по типовому образцу.

Когда возникают основания

Публичный сервитут, как правило, устанавливается на основании нужд города или деревни, или другой административной единицы. Для того чтобы возникло основание, требуется подать заявление в местную администрацию, которое объясняет насущность проблемы и обосновывает необходимость использовать данный участок.

Наложение публичного сервитута происходит в строгом соответствии с действующим законодательством с учетом нормативных правовых актов России и конкретного субъекта. Для того чтобы принять решение проводятся публичные слушания.

Основанием будет являться:

  • Необходимость организовать проход или проезд;
  • Нужно провести коммуникации, электричество, газ и так далее;
  • Установка соответствующих знаков межевания и геодезии;
  • Выполнить дренажные работы;
  • Организовать прогон и выпас рогатого скота или других сельскохозяйственных животных;
  • Провести сельскохозяйственные работы;
  • Изыскания полезных ископаемых.

Существуют и другие причины, которые также будут являться основаниями.

Порядок установления публичного сервитута на земельный участок

Регламентирует порядок определения публичного сервитута статья 23 Федерального закона от 23. 07. 2014 за номером 171-ФЗ. Согласно статье, можно определить минимальный размер ущерба для владельцев земельного участка.

При этом собственник имеет право использовать свою землю. В зависимости от особенностей планируемых работ, сервитут устанавливается на определенное время, но может являться бессрочным.

За владельцем земли остается право назначить стоимость установления сервитута. В том случае, если наложение сервитута приводит к грубому нарушению законных прав владельца надела, то собственник может составить заявление в орган местного самоуправления и потребовать компенсации причиненного ущерба в денежном эквиваленте.

Кроме того, по требованию собственника, ему может быть предоставлен равноценный участок земли. После того как работы на участке собственника закончатся, и основания в ограничении отпадут, лицо имеет право обратиться с заявлением об отмене сервитута.

Кроме того, при необходимости можно продать, обменять или подарить земли вместе с сервитутом. Регистрация ограничения происходит в Росреестре после выдачи соответствующего постановления администрации.

Порядок действия

Существует определенный алгоритм при установление сервитута:

  • Требуется составить заявление и обратиться с ним в местный муниципалитет;
  • Подать этот документ имеют право органы местного самоуправления, компании, фирмы и предприятия, относящиеся к юридическим лицам, а также отдельные граждане.

Несмотря на то, что данное заявление имеет статус нормативного акта, оно имеет свои особенности и предназначено для решения узкой проблемы в использовании земельных участков для общественных нужд. Поэтому, составляя заявление, необходимо рассмотреть все особенности конкретной проблемы.

Как составляется заявление

Поскольку заявление подается в местную администрацию, то оно составляется на имя главы города или иной административной единицы. Очень важно учитывать соответствующие нормативы.

Фамилия, инициалы и название занимаемой должности должны располагаться в верхнем правом углу. Немного ниже следует указать данные лица, подающего этот документ.

Затем в средней части листа требуется указать название документа (заявление). В основной части нужно изложить подробные сведения по ряду вопросов:

  • Информация о земельном наделе;
  • С какой целью требуется установление сервитута, и что является его обоснованием;
  • На какой срок устанавливается ограничение. Это зависит от объема и срочности работ. Возможно, требуется бессрочный сервитут;
  • Информация о владельцах земли и о том, какое отношение они имеют к работам;
  • Данные о составителе заявления;
  • Документ заверяется подписью и проставляется дата его составления.

После того, как составленное заявление передается в администрацию, назначаются публичные слушания по решению проблемы. До того как состоятся слушания, комиссия будет тщательно изучать материалы обращения, чтобы получить полную и объективную информацию по рассматриваемому вопросу.

В том случае, если обременение носит федеральное значение, то сроки рассмотрения заявления не указываются. Тогда материалы дела и заявление будут рассматриваться для определения решения.

При проведении слушаний материалы заносятся в протокол, который будет являться основанием для составления выписки административного решения.

После слушаний лицо, по инициативе которого они проводились, может лично на протяжение трех дней получить документы на руки. При этом оно составляет расписку, подтверждающую их выдачу.

Узнать о результате слушаний можно на сайте государственных услуг. Для того чтобы получить сервитут, требуется пройти процесс регистрации в кадастре.

Однако не всегда вынесенное решение может удовлетворить. В таком случае можно в течение 10 дней с момента выдачи подать исковое заявление в суд и обжаловать решение.

Именно поэтому, намного проще достичь договоренности при урегулировании вопроса. Лучше всего это сделать до момента обращения с заявлением в местный орган власти.

Чтобы соглашение имело юридическую силу, в нем должны быть указаны:

  • наименование сторон;
  • указаны данные, в том числе и паспортные сведения, реквизиты, если это юридическое лицо;
  • форма собственности организации.

Кроме того, после информации об участниках соглашения, нужно указать название «соглашение об установлении сервитута», а затем указать:

  • причину, подробно изложить необходимость выполнения работ;
  • информацию о записях учета и характеристики земли;
  • сроки действия ограничения или требование бессрочного сервитута;
  • заверить документ подписями с обязательной расшифровкой и указать дату составления документа.

Публичный сервитут имеет юридическую силу, равноценную акту федерального или муниципального значения, поэтому его нужно утвердить в административном порядке.

Именно поэтому требуется подать заявление и соглашение на имя главы руководителя муниципалитета. Администрация имеет необходимые полномочия для решения вопроса в соответствии с представленными документами. Если того требует решение вопроса, то и заявление, и соглашение будут вынесены на слушания.

Что является основанием для прекращения сервитута

Основанием для прекращения публичного сервитута является окончание срока действия ограничения, который указывается в нормативных актах. В том случае, если обстоятельства, которые были основанием для наложения сервитута, устранились досрочно, то владелец земли может подать соответствующее заявление в администрацию для снятия ограничения.

В некоторых случаях можно добиться отмены сервитута, обратившись в суд, в том числе, если имеет место ущемление прав владельца земельного надела.

За владельцем земли остается безусловное право совершить продажу участка, на который наложен сервитут, юридическому лицу, которое было инициатором обременения или органам местной власти, за разумное денежное вознаграждение.

Тогда за новым собственником остается право устранить обременение и распоряжаться земельным наделом и имуществом, которое на нем располагается по своему усмотрению. Публичный сервитут прекращается, если причины, которые вызвали такую необходимость, устранены.

При этом нужно понимать, что наложение публичного сервитута является необходимостью для использования земли для жителей города или деревни.

Однако нужно учитывать, что условия обременения должны быть комфортными для собственника земельного участка. Но, в тоже время, в таком случае должна быть возможность беспрепятственного использования с обеих сторон.

Если наблюдается нарушение со стороны органов власти, то владелец земельного участка имеет право обратиться за защитой своих интересов в суд или потребовать обменять участок на равноценный.

Здесь можно скачать образец соглашения о публичном сервитуте земельных участков.

Государственная регистрация публичного сервитута земельного участка

Согласно пункту 9 статьи 23 Земельного кодекса, сервитут требует обязательной регистрации в государственных органах, на основании Федерального закона от 21 июня 1997 за номером 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Более того, оформление регистрации на сервитут требует строгого соблюдения правил ведения единого государственного реестра, который был утвержден постановлением Правительства России от 18.02.1998 года за номером 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Регистрация сервитута является подтверждением факта установления и признания сервитута, доказательством с юридической точки зрения. Осуществить регистрацию имеют право учреждения юстиции, путем внесения записей в ЕГРП.

Для регистрации сервитута необходимо:

  • обратиться с заявлением об установлении сервитута от имени правообладателя;
  • заявление должен составить гражданин, в пользу которого было наложено обременение;
  • если сервитут был установлен по решению суда, то требуется соответствующее постановление;
  • заявление государственного ведомства или местного муниципалитета.

После того, как были внесены записи в ЕРГП, сервитут считается вступившим в силу.

В том случае, если обременение накладывается на часть участка или другой объект недвижимости, то требуется приложить план, где отмечена часть, на которую действует сервитут.

При нарушении процедуры регистрации сервитута, регистрирующее ведомство должно уведомить об этом в течение месяца. Копия регистрационного свидетельства прилагается к делу правоустанавливающих документов.

В том случае, если устанавливается несколько сервитутов, то требуется зарегистрировать каждый из них в соответствующем порядке.

На основании пп. 24 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса, установлена пошлина за проведение процедуры регистрации публичного земельного сервитута.

Для физических лиц она составляет 500 рублей, а для юридических – 2000 рублей.

В том случае, если требуется внести изменения в ЕГРП, то требуется уплатить пошлину:

  • Для граждан — 100 рублей;
  • Юридические организации — 300 рублей;
  • Федеральные органы власти, органы субъектов власти, муниципалитет – 50 рублей.

На основании письма Госстроя России от 20. 03. 2000 года за № НМ-1082/2, имеется ряд ограничений и сервитутов. Их нужно учитывать при проведении регистрации. Все изменения, которые вносятся в сервитут, также требуют регистрации.

При этом важно учитывать нормы законодательства при регистрации публичного сервитута. В тоже время этот вид обременения имеет несколько иной порядок государственного оформления, по сравнению с частными сервитутами.

  • Земельный участок, на который устанавливается обременение, должен быть зарегистрирован в установленном законом порядке, в том числе в ЕГРП.
  • Правообладатель должен быть уведомлен в течение 5 рабочих дней после выдачи документов о регистрации.

Государственная регистрация прекращения сервитута

Любые изменения сервитута, в том числе и его прекращение, должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке. Об этом свидетельствует запись в ЕГРП, которая заверяется штампом.

Для прекращения действия сервитута требуется обратиться с заявлением правообладателю и лицу, в чью пользу он устанавливался:

  • Запись будет свидетельствовать о том, что сервитут прекращен на основании соглашения сторон, на основании акта органов государственной власти, муниципалитета, которые вынесли решение об установлении сервитута;
  • Сервитут может быть прекращен решением суда или актом государственного органа или органа местной власти, которые его установили.

Однако далеко не всегда сервитут прекращается полностью. Он может быть изменен в пользу физического лица или организации.

В любом случае, подобные действия должны быть зарегистрированы соответствующим образом. Регистрацией является внесение записи в ЕГРП и присвоение номера подразделу и листу, где она была произведена.

БезымянныйДорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 638-44-96 доб. 838
Москва, Московская область

8 (812) 309-52-81 доб. 462
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 333-45-16 доб.214
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Была ли Запись полезна? Да Нет 2 из 4 читателей считают Запись полезной.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

три + 13 =