Земли запаса — это

ocenka_zemel

На сегодняшний день существует несколько общеизвестных категорий земель. Это, к примеру, земли сельскохозяйственного назначения или земли поселений, предназначенные для строительства соответствующих жилых объектов.

Что касается земель запаса, то размытое определение данного понятия многих вводит в заблуждение. Данная статья поможет вам разобраться с данным термином и пояснит, как перевести земли запаса другую категорию.

БезымянныйДорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 638-44-96 доб. 838
Москва, Московская область

8 (812) 309-52-81 доб. 462
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 333-45-16 доб.214
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Земли запаса: правовой режим

Помимо указанных видов земель, существует еще ряд категорий, название которых прямо объясняет их целевое назначение. В качестве примеров таких категорий, можно назвать земли лесного и водного фондов, а также земли промышленности, транспорта, связи, телевидения, радиовещания, энергетики, обороны, информатики и космического обеспечения. В сравнении с ними, земли запаса имеют одно ключевое отличие – их целевое назначение является неопределенным.

В соответствии со ст. 96 ЗК РФ, землей запаса называется участок, не передающийся в собственность, владение, пользование или аренду по той причине, что данная земля не имеет целевого назначения.

Отметим, что это не единственный критерий определения земель данной категории. Также землями запаса называются земли, право собственности владения или пользования которыми было прекращено согласно ст. 39-44 ЗК РФ.

Важно отметить, что в современном Земельном Кодексе статьи 39, 40, 42 и 44 являются недействующими. А потому, в категорию земель запаса переводятся те земельные участки, которые ранее находились в аренде (в соответствии со ст. 41) и использовались в качестве служебного земельного надела, но право пользования ими было прекращено согласно ст. 43.

Также к данной категории относятся участки, права на владение которыми были прекращены по основаниям, указанным в рамках действующего законодательства.

К списку земель запаса могут быть причислены и другие земельные участки, однако, только при соблюдении условий, закрепленных в Положении о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, пострадавших от загрязнений токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5.08.1992 г. № 555 (в ред. от 27.12.1994 г.).

Согласно данному положению, земли, выведенные из хозоборота из-за консервации, либо остаются во владении собственников земли, землевладельцев или землепользователей, либо же переводятся в категорию земель запаса.

iОформление земли в собственность.

Как продать долю в доме с землей, читайте тут.

Как поставить землю на кадастровый учет, читайте по ссылке: http://o-nedvizhke.ru/zemlya/kadastr-zemlya/kak-postavit-zemlyu-na-kadastrovyj-uchet.html

Земли данной категории находятся в собственности государства или муниципалитета. Соответственно, они могут быть использованы в рамках ст. 45 ЗК для геодезических, геологосъемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и прочих изысканий. Работы данного рода проводятся в установленном порядке и на землях любой категории целевого назначения, в том числе, и на землях запаса.

Также в категорию земель запаса входят земли, включенные в специальный фонд земель, фонд перераспределения земель, а также целевой земельный фонд.

Ключевой признак правового режима земель вышеуказанных фондов – тот факт, что их целевое назначение также является неопределенным.

Земельные участки, включенные в состав указанных фондов, могут входить в категории сельскохозяйственного использования, жилищного строительства, размещения поселений и др.

Земли запаса и специальный фонд земель регулируются следующим образом. Земли запаса находятся в компетенции сельских, поселковых, городских или районных местных администраций.

Действующее законодательство наделяет перечисленные органы правления необходимыми полномочиями, позволяющими предоставлять земельные участки из состава земель запаса для их последующего применения в соответствующих целях.

Согласно ст. 60 ЗК, граждане, не имеющие членства в колхозах и не работающие на сельскохозяйственных предприятиях, могут претендовать на получение земельных участков из специального фонда земель или фонда земель для последующей организации фермерского хозяйства.

Что касается земель, целевым предназначением которых является коллективное и индивидуальное огородничество, сенокошение и выпас скота, то они предоставляются местными администрациями из земель запаса в аренду, согласно ст. 68 ЗК.

В том случае, если выделение служебных земельных наделов не представляется возможным ввиду недостатка земель, организация может запросить у местной администрации предоставления дополнительных земельных участков, в соответствии со ст. 85 ЗК. Служебные земельные наделы могут выделяться из состава земель запаса.

Использование земель фонда перераспределения регулируется согласно п.5 Указа Президента РФ от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР».

Согласно данному документу, фонд перераспределения земель включает в себя участки, которые остались в результате бесплатной передачи земель коллективам колхозов, а также прочим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в числе которых и те, которые были созданы на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.

Еще один правоустанавливающий документ, а именно Федеральный закон от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (ст. 14) гласит, что орган местного самоуправления по месту жителя-заявителя может ходатайствовать перед органом местного самоуправления, либо же любым другим органом исполнительной власти, имеющим схожие полномочия, о выборе соответствующих земельных участков в соответствии с потребностью в земельных участках, а также с учетом пожеланий заявителя.

Орган, имеющий полномочия для ведения фонда перераспределения земель, в соответствии со схемами зонирования территорий под размещение садоводческих, огороднических и дачных объединений, предлагает сразу несколько различных вариантов предоставления земельных участков.

Местная администрация имеет право на организацию продажи земель фонда перераспределения. Она может быть проведена посредством конкурса или передачи в аренду с правом последующего выкупа.

Конкурс и передача в аренду подразумевают предоставление преимущественного права покупки гражданам, которые ранее использовали земельные участки на правах аренды, а также членам трудовых коллективов, выходящих из состава колхоза или совхоза, с целью формирования самостоятельного фермерского хозяйства, либо же другим работникам данных хозяйств.

Что касается земель, оставшихся нераспределенными, то они или передаются в пользование бесплатно, или продаются по нормативной цене. Если же на участок претендуют несколько претендентов – организуется специальный аукцион для граждан и юридических лиц (в соответствии с п.5 Указа Президента РФ от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»).

Использование целевого земельного фонда регулируется в соответствии с указом Президента РФ от 16.04.1996 г. № 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы» (в ред. от 13.06.1996 г.)

Правительство РФ получило задачу в месячный срок создать порядок формирования целевого земельного фонда для предоставления земель в собственность казачьим обществам, включенным в соответствующий государственный реестр, а также определить режим использования всех земель, включенных в данный фонд.

Хотя название указанного фонда имеет термин «целевой», земельные участки, включенные в его состав, не имеют конкретного целевого назначения.

Следует пояснить, что данный термин не применяется для определения целевого назначения земель. Его истинное предназначение – определение категории лиц, которые могут претендовать на получение земельных участков под использование.

O-NEDVIZHKE.RU

Целью формирования фонда является предоставление земельных участков казачьим обществам под расширение их состава, размещение поселений в приграничных районах РФ, а также сельскохозяйственного использования, в числе которого производство и поставка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в рамках решения федеральных и региональных нужд.

Создание целевого земельного фонда может быть проведено за счет земель следующих категорий:

  • Земли запаса;
  • Земли фонда перераспределения;
  • Земли, права на владение которыми были прекращены в соответствии с ЗК РФ.

Формирование целевого земельного фонда должно проходить в полном соответствии с правами граждан (не являющихся членами казачьих обществ) на получение земельного участка в собственность, пожизненное наследуемое владение, а также пользование в аренду.

Решение касательно создания целевого земельного фонда, принимается органами исполнительной власти определенного субъекта РФ,  а также органами местного самоуправления после предложений территориальных комитетов, разрешающих вопросы земельных ресурсов и землеустройства.

Этими же органами решается вопрос определения состава и содержания работ, направленных на формирование целевого земельного фонда, принимается решение касательно включения земельных участков в целевой земельный фонд, а также устанавливается режим их использования.

Целью выявления нужных земельных наделов является предоставление их беженцам, а также вынужденным переселенцам, однако, с учетом следующих условий:

  • Наличия площадей фонда перераспределения земель;
  • Наличия площадей земель запаса;
  • Наличия свободных территорий в пределах городов/поселков/сельских поселений;
  • Пригодность территорий для расселения и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев.

Определение площади фонда происходит с учетом обеспечения максимально возможного количества беженцев и вынужденных переселенцев, которые изъявили желание получить земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, организацию подсобного или фермерского хозяйства.

Указ Президента РФ от 2.02.1996 г. № 135 «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» гласит, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечивать граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и аналогичных местностей, бесплатным предоставлением земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в установленном порядке.

Для этого они могут использовать земли из целевого земельного фонда с целью расселения беженцев и вынужденных переселенцев в рамках постановления Правительства РФ от 14.03.1995 г. № 249.

Как земли запаса перевести в другую категорию

Существует ряд ситуаций, побуждающих к изменению категории земли запаса:

  • Наиболее распространенная из них – нехватка места для строительства жилых объектов в крупных городах. А потому территории под застройку перемещаются к окрестностям, где чаще всего и располагаются земли запаса.

Изменение категории земель является непростым и длительным процессом. Над ним работают исключительно юристы с большим опытом и серьезной базой знаний в данной сфере.

Финальное решение относительно изменения категории принимают органы местного самоуправления или же органы государственной власти. Важно осознавать, что если у земель запаса меняется категория, то им присваивается новое целевое назначение, в рамках которого данные земли будут использоваться;

  • У многих городов РФ есть такая проблема, как нехватка свободного места под застройку. Это стимулирует инвесторов обращать внимание не земли запаса, сосредоточенные в пригороде. Они могут быть приобретенными и переоформленными по стоимости, размер которой будет ниже того, что составляет цену при изначальной покупке земли под жилую застройку.

Однако присвоение категории земель требует обязательного соблюдения большого количества различных требований. Также нужно досконально изучить землю, чтобы ей была присвоена не только категория, но и целевое использование.

В соответствии с действующим законодательством, земли запаса могут быть переведены в следующие категории:

  • Сельскохозяйственное назначение. Это земли, предназначенные для сельского хозяйства. Даже более, такая земля может стать местом сосредоточения хозяйственных дорог, коммуникаций, лесных насаждений, водных объектов, а также зданий для переработки и хранения сельхозпродукции;
  • Земли населенных пунктов. Единственным назначением данных земель является застройка жилыми объектами;
  • Земли промышленности. Такая земля располагается за пределами поселений. Участки используются соответствующими организациями для выполнения целей в рамках ведения промышленной деятельности (к примеру, под строительство производственных объектов);
  • Земли лесного и водного фонда.

Процесс переведения земли запаса в другую категорию предполагает составление соответствующего ходатайства. В нем следует указать следующую информацию:

  • Кадастровый номер участка;
  • Нынешнюю категорию земель и ту, в которую предполагается переведение участка;
  • Пояснение причин перевода.

Кроме ходатайства, нужно также приложить следующий пакет документов:

  • Заявление о присвоении земельному участку новой категории;
  • Документ, подтверждающий личность заявителя;
  • Выписка из госкадастра земель о том, что участок находится на учете в категории земель запаса;
  • Выписка из государственного реестра прав на имущество, подтверждающая отсутствие собственников участка;
  • Заключение государственной экологической экспертизы.

Отметим, что заявитель может получить отказ в рассмотрении его заявления. Это может произойти в двух случаях:

  • Если он считается ненадлежащим лицом для обращения с просьбой смены категории земель запаса;
  • Если пакет документов или содержание данных бумаг не соответствует нормам и правилам, закрепленным в законе.

В случае отказа, заявитель получает соответствующий ответ в течение 30 рабочих дней. Если органы власти готовят акт об отказе в присвоении другой категории земельному участку из запаса, то он может быть обжалован в судебном порядке. Если же было принято положительное решение, то и в этом случае готовится акт, но уже о присвоении иной категории земле запаса.

В данном акте будут прописаны следующее сведения:

  • Причина смены категории;
  • Границы участка, его площадь и кадастровый номер;
  • Старая и новая категория земель.

Заявитель получает данный акт не позднее 2-х недель после того, как было принято положительное решение. После получения акта, заявителю нужно обратиться в органы кадастра с целью внесения изменений в сведения об участке земли.

БезымянныйДорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 638-44-96 доб. 838
Москва, Московская область

8 (812) 309-52-81 доб. 462
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 333-45-16 доб.214
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Была ли Запись полезна? Да Нет 0 из 0 читателей считают Запись полезной.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

2 × два =