Что такое муниципальное жилье?

Далеко не каждый наш соотечественник может позволить себе купить отдельное жилое помещение, даже воспользовавшись ипотечным кредитом.
Особенно это относится к гражданам из малообеспеченных слоев населения и многодетным семьям, где из-за большого количества детей, доход в расчете на каждого члена семьи весьма невелик. Конечно, можно снять жилье, но арендная плата за его наем достаточно высока, и далеко не всегда по карману.
Разумеется, наша Родина не могла оставить своих граждан в этой сложной для них жизненной ситуации. Специально для таких, являющихся слабо защищенными в социальном отношении граждан, предусмотрена государственная программа, направленная на улучшение их жилищных условий.
В рамках этой программы, лицам, испытывающим потребность в улучшении условий проживания, может быть предоставлена жилплощадь по договору социального найма. При желании и выполнении определенных условий, ее в дальнейшем можно будет приватизировать.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!
Что значит муниципальное жилье
Термином «муниципальное жилье» принято обозначать находящиеся в собственности муниципалитетов объекты жилой недвижимости, которые предоставляются гражданам для проживания на основании договора социального найма.
Лица, проживающие в предоставленной по договору социального найма квартире, вправе только жить в ней, а владеет и распоряжается ею муниципалитет, являющийся ее полноправным собственником.
Граждане, проживающие в муниципальном жилье, не вправе продать его либо завещать, поскольку оно им не принадлежит.
Даже сдавать в субаренду они могут его исключительно с согласия собственника. Но стоит признать, что в отличие от двух предыдущих, это правило практически не исполняется, и случаи, когда граждане, проживающие в муниципальных квартирах и решившие подзаработать на их сдаче в аренду, официально оформляют свои действия – крайне редки.
Стать полноправным собственником муниципального жилья гражданин сможет, только совершив сделку по его приватизации, либо выкупив его у законного собственника.
Отметим, что в случае выкупа квартиры, муниципалитет рассчитает ее стоимость, основываясь на сложившихся в регионе среднерыночных ценах на подобного рода жилые помещения.
Как получить муниципальную квартиру?
Как приватизировать долю в муниципальной квартире, читайте тут.
О выселении из муниципального жилья читайте по ссылке: http://o-nedvizhke.ru/obshhee/poleznye-stati/vyselenie-iz-municipalnogo-zhilya.html
Как получить муниципальную квартиру
В 51 статье ЖК РФ четко закреплены категории граждан, которые имеют право улучшить свои жилищные условия за счет принадлежащего муниципалитетам жилья.
Перечислим эти категории:
- в первую категорию включаются лица, в собственности которых нет жилых помещений или доли в них, кроме того, не им, не их близким родственникам ранее не выделялось жилье в рамках договора социального найма;
- ко второй категории относятся лица, имеющие в собственности жилое помещение, либо проживающие в нем по договору социального найма, и при этом площадь данного помещения меньше учетной нормы на одного проживающего, определенной для данного региона;
- в третью категорию входят лица, которые владеют жилыми помещениями, либо проживают в них по договорам социального найма, при этом данное жилье находится в аварийном состоянии;
- к четвертой категории принято относить большие семьи, которые проживают в жилом помещении, принадлежащим им на праве собственности, либо использующие его на основании договора социального найма, один из членов которой страдает социально-опасным заболеванием, к примеру, туберкулезом, а разместить его в отдельном помещении не представляется возможным.
Кроме того, действующее законодательство федерального уровня установило ряд категорий граждан, наделенных дополнительными льготами, и имеющими право на улучшение своих жилищных условий за счет муниципального жилья.
Такие льготы предоставляются:
- выходящим в запас военнослужащим;
- многодетным семьям;
- ветеранам войны и труда, боевых действий и приравненным к ним лицам;
- лицам, получившим инвалидность;
- лицам, признанным в установленном порядке малоимущими.
Чтобы получить муниципальное жилье и заключить договор социального найма, сделайте следующее:
- уточните срок вашей регистрации в городе, где вы намерены претендовать на муниципальное жилье. Данный срок должен составлять не менее 10 лет;
- проанализируйте, не совершались ли вами на протяжении последних 5 лет сделки, в результате которых ваши жилищные условия ухудшились;
- рассчитайте, какова величина вашего совокупного семейного дохода. При его расчете необходимо учитывать доходы, поступающие не только от трудовой, но и от других видов деятельности. Убедитесь, что величина данного дохода ниже прожиточного минимума, который установлен в регионе вашего проживания. Также у вас в собственности не должно быть объектов жилой недвижимости;
- обратитесь в бюро технической инвентаризации. В нем вам необходимо заказать справку, в которой будет сообщено о том, какую жилую площадь вы занимаете. Исходя из этих данных, вы сможете уточнить, являетесь ли вы нуждающимся в улучшении жилищных условий;
- в случае, когда по всем вышеперечисленным позициям вы подпадаете под одну из категорий граждан, которым положено муниципальное жилье, обратитесь в администрацию населенного пункта. В администрации вам сообщат, какой перечень документов вам необходимо будет предоставить для присвоения вам статуса малоимущего и получения права на муниципальное жиле;
- после того как вы и ваша семья будете признаны малоимущими, вам придется вновь обратиться в администрацию вашего муниципалитета и собрать еще ряд документов. Подчеркнем, что в разных регионах для получения муниципального жилья, требуется предоставление различных документов.
Список документов для предоставления независимо от того, в каком регионе вы проживаете:
- заявление установленного образа;
- документы, удостоверяющие вашу личность, свидетельства о рождении детей, свидетельство о заключении либо расторжении брака, выписку из ЕГРН, справку, подтверждающую размер вашего дохода. Данные документы необходимо предоставить в оригинале, а также в заверенных копиях;
- документ, подтверждающий наличие в вашей собственности автомобиля, либо отсутствие такового.
Для изучения представленных вами документов, сотрудникам администрации отводится 30 календарных дней. После истечения данного срока, они обязаны уведомить вас о принятом решении.
На направление вам извещения им отводится еще три дня. При этом администрация вправе как отказать вам в выделении муниципального жилья, так и выделить его вам.
В случае если администрация муниципалитета отказала вам в праве на получение муниципального жилья, вы можете обжаловать данное решение через суд.
Если же администрация решит удовлетворить вашу просьбу, то вам остается только дождаться, когда подойдет ваша очередь на получение заветных квадратных метров.
Администрация может снять вас с очереди нуждающихся в муниципальном жилье в следующих случаях:
- Во время нахождения в очереди, вы смогли самостоятельно приобрести жилую недвижимость за счет собственных средств;
- Если вас лишили статуса малоимущего, а значит, и нуждающегося в муниципальном жилье;
- Вы переехали на постоянное проживание в другой населенный пункт, за исключением городов федерального значения;
- В рамках государственной программы ИЖС, вам был предоставлен участок земли для возведения на нем жилого дома;
- В документах, которые вы предоставили, были выявлены недостоверные данные.
Как приватизировать муниципальную квартиру
Чтобы ответить на данный вопрос, давайте рассмотрим, приватизация каких жилых помещений не допускается действующим законодательством РФ.
Запрещена приватизация служебного жилья, жилых помещений, находящихся в общежитии, квартир, находящихся в военных городках, либо в домах, которые были признанны аварийными.
Теперь рассмотрим, какие категории граждан обладают правом приватизировать муниципальной квартиры:
- семьи, признанные многодетными;
- родственники военнослужащих, которые погибли при исполнении ими служебных обязанностей;
- граждане, признанные в установленном порядке инвалидами;
- семьи, на воспитании которых имеется ребенок-инвалид.
Отметим, что данный перечень не является исчерпывающим.
Что необходимо для осуществления процедуры?
Перед тем как приступить к процедуре приватизации квартиры, находящейся в собственности муниципалитета, соберите пакет документов, в который входят:
- договор социального найма;
- справка по форме №1, в которой перечисляются граждане, прописанные вместе с вами, либо выписка из домовой книги;
- сведения о состоянии лицевого счета и отсутствии задолженности за квартплату;
- документы, удостоверяющие личность всех граждан, которые будут принимать участие в приватизации. Если в приватизации участвуют дети, не достигшие 14 лет, то необходимо предоставить свидетельства об их рождении;
- документ, который подтвердит, что все граждане, решившие принять участие в приватизации данного жилого помещения, ранее в приватизации не участвовали, либо сохранили за собой право на повторное участие в ней;
- техпаспорт БТИ на помещение, планируемое к приватизации;
- если один или несколько из зарегистрированных в приватизируемой квартире граждан примут решение отказаться от участия в приватизации, оформите их отказ в письменном виде.
Как видите, муниципальное жилье, которое было предоставлено по договору социального найма, можно приватизировать, но это достаточно сложная и длительная процедура.
Инструкция по приватизации
Давайте подробнее разберем каждый этап процедуры приватизации:
- Прежде всего, обратитесь в орган, который уполномочен заниматься приватизацией жилья на территории вашего муниципального образования. В нем вам подробно расскажут о предстоящей процедуре и дадут список документов, который вам потребуется собрать и предоставить;
- Затем обратитесь в бюро технической инвентаризации, где вам предоставят необходимые справки, а также экспликацию вашей квартиры;
- Оплатите государственную пошлину и услуги по оформлению договора приватизации;
- После того как уполномоченный на проведение приватизации орган изучит представленные вами документы, на их основании будет подготовлен договор приватизации. В случае если в процессе изучения документов, в них будут выявлены ошибки, либо недостоверные сведения, то в приватизации вам будет отказано. После этого устраните все выявленные замечания и снова подайте документы;
- В случае если с представленными вами документами все в порядке, в назначенный срок вас пригласят для подписания договора приватизации;
- Получив на руки договор о приватизации своей квартиры, обратитесь в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и зарегистрируйте свое право собственности. После завершения регистрации, получите выписку из ЕГРН, подтверждающую ваши права на данный объект недвижимости.
Как видите, процедура приватизации не очень сложна, но достаточно продолжительна по времени. Кроме того, для оформления всех документов, вам придется обратиться не в одну инстанцию.
Плюсы и минусы муниципального жилья
К плюсам муниципального жилья можно отнести следующие моменты:
- поскольку оно не является вашей собственностью, вам не придется платить налог на имущество;
- в том случае, когда условия проживания в нем не соответствуют установленным нормам, вы вправе претендовать на их улучшение за счет государства. При этом если в силу каких-либо обстоятельств предоставленное вам муниципальное жилье было уничтожено, вам будут обязаны предоставить жилье, равноценное утраченному;
- вам не придется оплачивать взносы за капитальный ремонт. Он должен будет производиться за счет собственника данного жилого помещения, то есть муниципалитета. В случае если капитальный ремонт будет произведен некачественно, вам предоставляется право потребовать компенсацию;
- вы защищены от различных мошеннических посягательств на ваше жилье;
- вы обладаете возможностью приватизировать муниципальную квартиру, в которой проживаете;
- вы оплачиваете более низкую квартплату.
Данные преимущества особенно актуальны для граждан, получающих небольшие доходы, и лиц пансионного возраста.
К недостаткам муниципального жилья можно отнести следующие моменты:
- поскольку квартира не является вашей собственностью, вы не вправе продать ее, разменять или использовать в качестве обеспечения по долговым обязательствам;
- чтобы официально сдать ее в аренду, вам потребуется разрешение управляющей компании, а также соседей и лиц, зарегистрированных в данной квартире;
- вас могут выселить из муниципального жилья за асоциальный образ жизни;
- в случае если кроме вас в муниципальной квартире никто не прописан, то после вашей смерти, она вернется муниципалитету.
Большую часть этих недостатков вы легко устраните, просто приватизировав муниципальное жилье.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!