Земля особо охраняемых территорий и объектов

Земли, относящиеся к территориям и объектам со статусом особо охраняемых, представляют собой одну из земельных категорий РФ с природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным значением, которые по постановлению федеральных госорганов, госорганов субъектов РФ, а также решениям ОМС частично или в полной мере изъяты из хоз. оборота и применения, и в отношении которых устанавливается особенный правовой режим.
В пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ обозначено, что земельный правовой режим устанавливается посредством принадлежности земель к той или другой целевой категории и также разновидности разрешенного применения согласно территориальному зонированию и общим принципам.
Очередность его проведения установлена законодательными актами и отдельными требованиями законов специального назначения.
Юридическая значимость этих категорий земель представлена тем, что после выведения их в отдельную категорию с охраняемым статусом, кодексом одновременно зафиксирован их правовой режим, с введением ограничений возможности изъять их для любых других целей.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!
Состав земель особо охраняемых территорий и объектов
К землям, отнесенным к особо охраняемым территориям и объектам, причисляют земельные участки, имеющие особые природоохранные, историко-культурные, научные, рекреационные, эстетические, оздоровительные и другие значения.
Такие земли могут быть выделены отдельным решением госорганов для применения в экологосоциальных направлениях:
- Обеспечения сохранности и улучшения ситуации с окружающей средой;
- Организации охранного процесса и воспроизводства ресурсов природы;
- Удовлетворения нужд граждан в местах для их отдыха;
- Обеспечения сохранности исторического и культурного наследия.
Земли, отнесенные к территориям и объектам с особо охраняемым статусом, представляют собой отдельную земельную категорию.
С учетом характера применения и поставленных перед такими землями задач, они могут подразделяться на такие виды:
- Естественные территории с особо охраняемым статусом, включительно с курортами и местностями лечебно-оздоровительного характера;
- Территории, имеющие природоохранное значение;
- Рекреационное значение;
- Территории исторического и культурного значения;
- Другие территории, имеющие статус особо ценных, определенные ЗК РФ и нормативными актами.
Кроме указанных выше и других предусмотренных законами разновидностей земель особо охраняемой категории, Земельным кодексом РФ установлено, что к таким могут быть также отнесены территории в пределах городского леса, парка, охраняемой береговой полосы, станций биологического направления, микрозаповедников и прочего.
Земли водного фонда: правовой режим.
Что такое земли промназначения, читайте тут.
О правовом режиме земель лесного фонда читайте по ссылке: http://o-nedvizhke.ru/zemlya/zemlya-lesnogo-fonda.html
Кодексом обозначена приоритетность в обеспечении сохранности земель территорий со статусом особой охраны и установлено, что любые действия по их изъятию для других целей строго ограничены или же запрещены.
Они в полной мере или же частями исключены из хоз. оборота и применения. На подобные территории распространяются установленные порядки их использования и хозяйствования на них, на условиях, что такие действия не повлекут за собой снижения или потери ценных качеств (экологических, рекреационных, лечебно-оздоровительных, историко-культурных) этих включенных в охрану земель.
Режим обеспечения охраны закрепляется на земле, которая передается их пользователям от организаций, обеспечивающих сохранность исторических и культурных памятников, учреждений природоохранного значения, а также на земле, которая не изъята у ее владельцев, арендаторов или же пользователей.
Все без исключения пользователи законодательно обязаны к соблюдению закрепленной за землями особо охраняемой режимности.
Земли, исходя их своего значения, могут иметь различную принадлежность: местную, региональную и федеральную.
Правовые аспекты, касающиеся порядка определения пользования и охраны территорий охраняемых зон, устанавливаются Правительством, основываясь на федеральном законодательстве.
Говоря о местных и региональных территориях – госорганами субъектов РФ и ОМС, основываясь на отдельных законах, законах, принятых субъектами РФ и нормативно-правовых актах ОМС.
Земли особо охраняемых территорий и объектов: правовой режим
Земли, отнесенные к ряду объектов и территорий особой охраны, являются структурным звеном в охране природной среды, вместе с существующими в ее пределах представителями растительного и животного мира, а также водными объектами. Правовая регулировка применения и обеспечения охраны земель и иных территорий осуществляется на условиях полного взаимодействия с общими интересами охраны всей экологической структуры.
Правовой статус земель, подпадающих под категорию особо охраняемых объектов и территорий, определяется не только земельным, но также и заповедным законодательством, вместе с федеральным законом под №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г., а также №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных курортах и местностях» от 23.02.1995 г.
Эти земли, с учетом их видовой принадлежности и определенного статуса объекта и территории, могут относиться к государственному (субъектному или федеральному), частному и муниципальному владению.
Согласно своему статусу, ряд охраняемых территориальных видов может иметь местное, региональное или же федеральное значение, с отнесением их к соответствующему виду собственности.
Достаточно интересное действие имеет право частного владения определенной землей. К примеру, в чертах отдельных видов территорий, к которым можно отнести заказники, вполне допустимо наличие земельных участков, оформленных как частные владения.
Если же затрагивать вопрос прекращения прав на участки, отнесенные к особенно охраняемым территориям, которыми владеет муниципалитет или государство, включительно и в порядке отнесения их к частным владениям, в преимущественных случаях недопустимо.
По факту это значит, что к моменту закрепления за территорией статуса особо охраняемой, если в ее чертах значится участок, который кем-либо используется или находится в чьей-либо собственности, то он не подлежит изъятию.
Их владельцы все так же используют эти участки, однако, с некоторыми ограничениями, которые были введены при создании территории со статусом особенно охраняемой. Они имеют такое же право совершать с личными земельными участками различные сделки, куда включается также и отчуждение.
Во время оформления сделок, в действие вступают правила, которые воспрещают продавцам или покупателям менять целевое предназначение участка. Если же говорить о практической реализации, то подобные разновидности землепользования обыкновенно являются использованием участков для своих целей гражданами, которые заняты управлением или обслуживанием определенной территории с особенно охраняемым статусом либо же домов отдыха или санаториев.
Когда же за территорией был закреплен такой статус, с того же момента становится практически невозможной любая передача участков, размещенных в ее пределах, во владение физическим и юридическим лицам.
Одна из важных характерных особенностей правового аспекта земельного режима территорий, отнесенных к особенно охраняемым – это введение запрета на их изъятие или же ликвидация прав на участки отдельных территориальных видов, которые прямо противоречат целевому предназначению.
В статье 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» четко оговаривается запрет на проведение изъятия природно-заповедных земель.
В чертах земель территорий, находящихся под особенной охраной, дозволено землепользование и хозяйственная деятельность, если подобные действия не ухудшают положение объектов, подлежащих охране.
К такой дозволенной деятельности относят организацию и выполнение исследований научного плана, просвещение, экомониторинг, в некоторых случаях, и организацию отдыха и туризма. Также на практике встречаются и случаи предоставления земель для определенных разновидностей сельхоздеятельности, к примеру, в целях выполнения сенокошения и выпаса, прокладывания ЛЭП.
Дозволены и традиционные разновидности хоз. деятельности по месту проживания любой из коренной малочисленной народности в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке. К таким относят оленеводство, охоту и т. п.
Из списка тех, которые запрещены, можно назвать:
- разведку и разработку полезных ископаемых;
- лесную рубку;
- рыболовство и охоту;
- возведение разных объектов жилого и хозяйственно назначения, кроме тех, что предназначены для целей обслуживания охраняемых территорий и дозволенных видов деятельности.
На федеральных охраняемых землях воспрещается предоставлять дачные и садоводческие участки, проводить строительство автодорог, трубопроводов, ЛЭП, а также заниматься строительством и эксплуатацией объектов жилого и промышленного значения. Также введен запрет на передвижение и стоянки ТС и некоторые иные виды деятельности.
Учреждение особенно охраняемых объектов и территорий выполняется на основании решений госорганов или муниципальных органов, с учетом утвержденных схем по развитию и расположению охраняемых территорий и территориального зонирования. Процессу учреждения предшествует проведение резервирования участка госорганами субъектов Российской Федерации.
Резервирование значит, что участок будет предварительно выделен, и в отношении него установят ряд ограничений по видам хоз. деятельности, которые в дальнейшем не будут соотноситься с режимом, планируемым для закрепления за учреждаемым объектом.
Земельные участки подлежат резервации, вне зависимости от принадлежности их к тому или иному виду собственности. Участок, подлежащий резервации и пребывающий в частном владении, может быть изъят на условиях выкупа.
В целях создания дополнительной защиты территорий, имеющих статус особенно охраняемых, от вероятности воздействия антропогенных факторов, на смежные земельные участки и водное пространство могут быть созданы охраняемые округа и зоны, с закреплением регулируемого режима хоз. деятельности.
Создание охранных зон обеспечивается принятием соответствующих решений госорганами субъектов РФ. Участки, оставленные в пределах таких зон, у их владельцев или же пользователей не могут быть изъяты.
Предусматривается и ведение госкадастра территорий с особенно охраняемым статусом, которым занимается МПР РФ. Кроме того, участки, имеющие природоохранное назначение, учитывают в земельном госкадастре.
Те из учреждений, которые осуществляют управление такими территориями (заказниками, заповедниками и т. п.), а также владельцы и землепользователи, чьи земли находятся в чертах территории охранной зоны, могут претендовать на льготы по оплате налогов.
В целях поддержания эффективности охранного режима, и с учетом ценности ряда природных объектов, располагаемых на территориях, имеющих особый охранный режим, за нарушения, допущенные на их территории, существенно повышена строгость юр. ответственности (статьи 250 и 252 УК РФ).

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!